О нас Сферы деятельности Полезные ресурсы Новости Контакты
Сегодня 17.07.2018  
  
 
Антимонопольное законодательство
Конкурентное право Европейского Союза
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли
Согласование сделок с ФАС России, ходатайство в ФАС России, уведомление в ФАС России
Картели и другие ограничивающие конкуренцию соглашения
Злоупотребление доминирующим положением
Реестр монополистов
Недобросовестная конкуренция
Последствия нарушения антимонопольного законодательства
Госзакупки
Ненадлежащая реклама
Интеллектуальная собственность

Конкурентное право Европейского Союза

Характеристика конкурентного законодательства ЕС и органов,

осуществляющих его применение

В Римском договоре о создании ЕС изложены общие нормы антимонопольной доктрины и механизм реализации конкурентной политики в рамках общего рынка. Правовая регламентация ограничительной деловой практики и защита конкуренции рассматривается как составная часть фундаментальных принципов и норм, регулирующих создание и функционирование общего рынка, которая дополняет другие общие правила, направленные на ликвидацию препятствий в торговле и устранение дискриминации.Конкурентная политика ЕС также нацелена на предотвращение того, чтобы государственные ограничения и барьеры, которые ныне ликвидированы, не были заменены на подобные же меры, только теперь уже со стороны частного сектора.
Основополагающие нормы конкурентного законодательства ЕС содержатся в Римском договоре об учреждении ЕС (статьи 101- 102). Крупный массив источников конкурентного права, относящихся к вторичным юридическим актам, содержится в регламентах, директивах и решениях Совета и Комиссии по применению правил конкуренции, установленных Римскими договорами об учреждении ЕЭС и ЕОУС. Эти источники в свою очередь можно разделить следующим образом.
1) Юридические акты, устанавливающие общие правила, процедуру применения соответствующих статей Римских договоров.
2) Правовые акты, предусматривающие «групповые» исключения (изъятия) из сферы действия статьи 101 Римского договора.
3) Уведомления и рекомендации Комиссии общего характера.

Названные правовые акты в своей совокупности составляют конкурентное законодательство ЕС, которое применяется к экономическим субъектам, в случаях, если их деятельность связана с торговлей или предоставлением услуг между государствами - членами ЕС.
Кроме того, определенные норм Римского договора адресованы государствам - членам ЕС и регулируют отношения, связанные с предоставлением государственной помощи предприятиям. Предоставление государством помощи тем или иным предприятиям может серьезно повлиять на условия конкуренции на рынке и поставить эти предприятия в благоприятное (преимущественное) положение по сравнению с другими экономическими субъектами, что в конечном итоге негативно сказывается на функционировании рынка и экономики в целом. Органом ЕС, управомоченным осуществлять применение норм, установленных статьями 101 (бывшая 81) и 102 (бывшая 82) Римского договора, является Комиссия ЕС.

Комиссия ЕС имеет широкие полномочия в сфере антимонопольного регулирования.
1) Комиссия контролирует осуществление принципов, установленных статьями 101 и 102 Римского договора.
2) По предложению Комиссии устанавливаются Советом с учетом консультаций с Парламентом ЕС любые полезные правила или директивы в целях осуществления принципов, изложенных в статьях 101 и 102 Римского договора.
3) Комиссия по просьбе одного из государств - членов ЕС или по собственной инициативе проводит расследования дел по признакам нарушения норм, предусмотренных статьями 101 и 102 Римского договора (компетентные власти государств-членов обязаны оказывать содействие Комиссии в проведении расследований).
4) В случае установления нарушения Комиссия вправе предложить средства для его устранения.
5) В случае, если нарушение не прекращается Комиссия вправе принять мотивированное решение о нарушении принципов, установленных статьями 101 и 102 Римского договора, опубликовать это решение и уполномочить соответствующее государство - члена ЕС принять необходимые для исправления нарушения меры.
В силу правомочий, предоставленных Комиссии законодательством ЕС,Комиссия вправе:
• налагать на предприятия штрафы за нарушение статей 101 и 102 Римского договора ;
• налагать на предприятия штрафы за непредставление в срок запрошенной информации либо представление недостоверных сведений, либо отказ от представления необходимой информации ;
• запрашивать у предприятий любую необходимую для проведения расследований информацию, включая коммерческую тайну.
Следует заметить, что процедура рассмотрения дел о нарушениях конкурентного законодательства ЕС не предусматривает возмещение ущерба потерпевшей стороне. Штрафы, налагаемые на нарушителей выплачиваются Комиссии, а не потерпевшей стороне. Лица, потерпевшие убытки от предприятий, нарушивших конкурентное законодательство ЕС, могут обращаться с исками о возмещении причиненного ущерба в национальные суды.
Решения Комиссии об установлении факта нарушения конкурентного законодательства ЕС и об устранении этого нарушения, а также решения Комиссии о наложении штрафных санкций могут быть обжалованы в Суд ЕС. В свою очередь Суд ЕС вправе подтвердить правомерность решения Комиссии или отменить его, или уменьшить (увеличить) размер определенного решением Комиссии штрафа. Суд ЕС также имеет полномочия по пересмотру всех иных решений Комиссии, например, о запросе информации, о выдаче заключений об отсутствии нарушений норм конкурентного законодательства.Кроме того, Суд ЕС может проводить разбирательства в связи с обращениями о бездействии Комиссии. К примеру, в тех случаях, когда Комиссия не рассматривает поданную ей жалобу либо не сообщает заявителю о причинах отказа в ее рассмотрении.

Соглашения между предприятиями, подлежащие запрету на основании статьи 101 Римского договора

Статья 101 Римского договора построена следующим образом.
В пункте 1 этой статьи устанавливается общий запрет на разного рода соглашения между предприятиями либо решения об объединении предприятий, либо их согласованные действия, которые могут нанести ущерб торговле между государствами - членами и имеют своей целью или результатом ограничение (воспрепятствование, нарушение) конкуренции внутри общего рынка. В этом же пункте приводится примерный перечень подпадающих под запрет действий, которые в зависимости от своей направленности или целей заключаются в том, чтобы:
• устанавливать прямо или косвенно покупные или продажные цены или другие, относящиеся к сделке условия;
• ограничивать или контролировать производство, сбыт, техническое развитие или капиталовложения;
• распределять рынки сбыта или источники снабжения;
• применять к торговым партнерам неравный подход при равноценных условиях, ставя их тем самым в неблагоприятное положение в конкурентной борьбе;
• обусловливать заключение договоров принятием партнерами дополнительных условий, которые по своему характеру или в силу торговой практики не связаны с предметом таких договоров.
В пункте 2 устанавливается, что все соглашения и решения, запрещенные в силу настоящей статьи, считаются лишенными какой-либо правовой силы.
Положения пункта 3 статьи 101 Римского договора предусматривают возможность освобождения соглашений, решений и согласованных действий от применения запретов, установленных пунктом 1, при соблюдении определенных условий. Эти условия таковы:
во-первых, упомянутые действия должны способствовать улучшению производства или реализации продукции либо содействовать техническому или экономическому прогрессу, сохраняя за потребителем справедливую часть получаемой благодаря этому прибыли;
во-вторых, упомянутые действия не должны налагать при этом на заинтересованные предприятия таких ограничений, которые не являются необходимыми для достижения поставленных целей;
в-третьих, указанные соглашения, решения, согласованные действия не должны предоставлять этим предприятиям возможность ограничивать конкуренцию в отношении существенной части данных товаров.

«Горизонтальные» и «вертикальные» соглашения. Как следует из содержания статьи 101 Римского договора, под ее действие может подпадать достаточно широкий круг соглашений, заключаемых предприятиями в ходе коммерческой деятельности. Причем установленные пунктом 1 этой статьи запреты распространяются как на «горизонтальные», так и на «вертикальные» соглашения. Под «горизонтальными» соглашениями принято понимать соглашения между конкурентами, работающими на рынок одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров. «Вертикальные» соглашения - это соглашения между неконкурирующими предприятиями, например, соглашение между производителем и дистрибьютором.

Определение субъектов соглашения. Понятие «предприятие» в Римском договоре не определяется, однако оно раскрывается во вторичных правовых актах ЕС - регламентах, директивах, решениях, уведомлениях. Это достаточно широкое понятие. Под ним понимается субъект, занимающийся любой экономической деятельностью, включая производство, торговлю, работы, услуги. Это лицо должно обладать правоспособностью и являться субъектом прав и обязанностей. Следовательно, под понятие «предприятие» подпадают как юридические, так и физические лица. В число этих субъектов могут входить как крупные промышленные компании, так и мелкие магазины. Совершенно очевидно, что в число этих субъектов не могут входить филиалы и иные структурные подразделения организаций, не являющиеся юридическими лицами. Под действие Римского договора подпадают и так называемые публичные предприятия. Иными словами государственные предприятия и иные государственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность, также подпадают под понятие «предприятие». На органы государственной власти действие статьи 101 не распространяется.

Признаки антиконкурентных соглашений. Соглашения между предприятиями либо решения об объединении предприятий, либо их согласованные действия (в дальнейшем термин «соглашение» будет употребляться применительно ко всем перечисленным действиям), будут считаться монополистической деятельностью и, следовательно, нарушением статьи 101 Римского договора только при наличии определенных квалифицирующих признаков. Так, в соглашениях должны участвовать два и более предприятия из разных государств-членов ЕС и их действия должны оказывать влияние на торговлю (импорт или экспорт) между государствами-членами. Не подпадают под запрет соглашения, касающиеся торговли только на территории одного государства-члена ЕС, либо не оказывающие никакого воздействия на торговлю между государствами-членами ЕС, например, соглашение о предупредительных надписях на этикетках опасных товаров. Однако не исключены случаи, когда соглашения, в которых участвуют предприятия только одного государства-члена ЕС, могут оказывать влияние на межгосударственную торговлю в Сообществе. Например, последствия такого соглашения могут не ограничиваться лишь пределами одного государства, а затрагивать также интересы экспортеров из других государств-членов ЕС. И, наконец, чтобы соглашение было признано несовместимым с общим рынком и нарушающим пункт 1 статьи 101 Римского договора необходимо доказать, что оно приводит либо может привести к заметному ограничению конкуренции.

Соглашения, не способные причинить значительный вред конкуренции (принцип «de minimis») . Следует также иметь в виду, что Комиссия выработала критерии, согласно которым запреты не касаются предприятий, занимающих незначительное положение на рынке.Соглашения между контролирующим и дочерними предприятиями. Необходимо также учитывать позицию Комиссии в отношении соглашений между контролирующими (материнскими) и дочерними предприятиями, а также между дочерними предприятиями. По общему правилу контролирующие и дочерние предприятия представляют собой группу лиц, на которую распространяется конкурентное законодательство как на одну экономическую единицу и, следовательно, любые соглашения между ними не должны подпадать под действие пункта 1 статьи 101 Римского договора. Однако Комиссия, в целом следуя этому правилу, тем не менее обусловила его применение следующими случаями. Во-первых, дочерняя компания не должна иметь никакой реальной самостоятельности при определении своей деятельности на рынке. Одним из критериев установления этого факта является количество голосов, воплощенных в акциях, которыми владеет контролирующая компания. Во-вторых, соглашения должны касаться только распределения задач между предприятиями, входящими в одну группу лиц.
Комиссия наделена практически не ограниченными полномочиями в определении критериев отнесения тех или иных соглашений как к антиконкурентным и, следовательно, запрещенным в силу пункта 1 статьи 81 Римского договора, так и к не нарушающим правила конкуренции. Правда, во всех случаях Комиссия обязана выносить мотивированное решение, которое может быть обжаловано в Суд ЕС.

Злоупотребление доминирующим положением, статья 102 Римского договора

Запрещение злоупотреблений доминирующим положением. На рынке возникают ситуации, когда отдельные предприятия в силу различных причин, в том числе и за счет использования новых технологий, начинают занимать доминирующее положение. Такое положение позволяет им не только получать так называемую монопольную прибыль, но и используя его преимущества, существенно ограничивать конкуренцию. Учитывая, что монопольное положение на рынке отдельных предприятий может причинять ущерб потребителю (например, в виде высоких цен) и экономики в целом (например, в виде откровенного застоя в какой-нибудь отрасли промышленности из-за отсутствия конкуренции), законодатели практически всех стран с рыночной экономикой, следуя примеру США (исторический антитрестовский закон Шермана), вводили в конкурентное законодательство нормы, в том или ином виде запрещающие злоупотребление доминирующим положением. Аналогичные нормы имеются и в конкурентном праве ЕС. Необходимо подчеркнуть, что Римский договор не запрещает занимать предприятиям доминирующее положение на рынке. Статья 102 Римского договора не содержит прямого запрета монополий или доминирующего положения на рынке. Согласно европейскому праву преследуется не сама монополия (предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке), какой бы значительной она не была, а злоупотребление этим исключительным положением.

Основные положения статьи 102 Римского договора. Данная статья состоит из общего положения, запрещающего предприятиям злоупотреблять своим доминирующим положением на общем рынке или на его существенной части, если от этого может пострадать торговля между государствами-членами ЕС. Кроме этого общего запрета, статья содержит примерный, неисчерпывающий перечень таких злоупотреблений, которые, в частности, могут состоять в:

(1) навязывании прямо или косвенно покупных или продажных цен или других несправедливых условий сделок;
(2) ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям;
(3) применение к торговым партнерам неравных условий в отношении равноценных сделок, ставя их таким образом в невыгодные условия конкуренции;
(4) навязывание партнерам в качестве условий заключения договоров дополнительных обязательств, которые по своему характеру или в силу торговой практики не связаны с предметом этих договоров.
В отличие от статьи 101 данная статья Римского договора не содержит исключений из установленных правил.

Определение доминирующего положения. Римский договор не определяет, какое положение на рынке следует считать доминирующим. Параметры такого положения выводятся на основании административной и судебной практики. Так, Суд ЕС по делу United Brands определил доминирующее положение как наличие экономической мощи, которую предприятие использует для устранения эффективной конкуренции и которая дает возможность предприятию вести свои дела в значительной степени независимо от конкурентов и потребителей. Этим определением можно руководствоваться при применении статьи 102 Римского договора. Однако для установления факта доминирующего положения необходимо вычислить рыночную долю предприятия, так как эта величина является важным критерием, характеризующим такое положение. Как правило, если эта доля составляет менее 40 %, то предприятие заранее исключается из числа субъектов, занимающих доминирующее положение. В то же время рыночная доля от 65 % и выше, как правило, свидетельствует о наличии доминирующего положения. Однако высокая доля на рынке не является единственным критерием. Если использовать названное определение Суда ЕС, то следует также иметь в виду, что предприятие может доминировать на рынке, если оно располагает возможностью действовать самостоятельно и в значительной степени игнорировать действия своих конкурентов и потребителей. Такую возможность оно может иметь в силу различных факторов, например, в случае преимущественного доступа к источникам сырья и капиталов.
Кроме этого, важны и другие критерии рыночной структуры. В частности, такие, как:
-сравнительный размер доли на рынке (размер доли в сравнении с долей ближайшего конкурента);
-стабильность данной доли на рынке в последние несколько лет;
-потенциальная конкуренция или оценка административных и экономических барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых предприятий.
В ряде случаев, когда рыночной доли бывает недостаточно для доказательства факта доминирующего положения предприятия на рынке, используются дополнительные факторы. Например такие, как технологическое превосходство над конкурентами, широкая известность фирменного наименования либо товарного знака, хорошо развитая сбытовая сеть, широкий набор (ассортимент) выпускаемых товаров и др.

Определение продуктовых и географических границ рынка. Для установления доминирующего положения большое значение имеет определение продуктовых и географических границ рынка. Первый шаг в этом анализе состоит в том, чтобы определить релевантный (соответствующий) рынок продукции с учетом взаимозаменяемости товаров. Это означает оценить конкурентные отношения между различными видами продукции. Например, если цена на шоколад возрастет на 5% - 10%, будет ли потребитель покупать больше бисквитов? Если да, то шоколад и бисквит следует отнести к взаимозаменяемым товарам, которые входят в соответствующие продуктовые границы. Суд ЕС по этому поводу, в частности, определил, что возможности конкуренции должны рассматриваться в контексте рынка, включающем всю совокупность видов продукции, которые по отношению к своим характеристикам являются особенно пригодными для удовлетворения постоянных нужд и которые лишь до некоторой степени взаимозаменяемы с другими видами продукции.
При определении географических границ рынка учитывается не только география поставок соответствующей продукции, но и такое условие доминирующего положения, как распространение этого положения на значительную часть общего рынка. 

Copyright © 2008. Все права защищены веб дизайн
разработка сайта