О нас Сферы деятельности Полезные ресурсы Новости Контакты
Сегодня 21.10.2018  
  
 
Антимонопольное законодательство
Конкурентное право Европейского Союза
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли
Согласование сделок с ФАС России, ходатайство в ФАС России, уведомление в ФАС России
Картели и другие ограничивающие конкуренцию соглашения
Злоупотребление доминирующим положением
Реестр монополистов
Недобросовестная конкуренция
Последствия нарушения антимонопольного законодательства
Госзакупки
Ненадлежащая реклама
Интеллектуальная собственность

Картели и другие антиконкурентные соглашения

 

Картели и другие ограничивающие конкуренцию соглашения

 

«Горизонтальные» соглашения, в том числе картели

1. Как следует из содержания статьи 11 Закона о защите конкуренции, достаточно широкий круг соглашений (согласованных действий), заключаемых (осуществляемых) хозяйствующими субъектами в ходе коммерческой деятельности, может рассматриваться в качестве ограничивающих конкуренцию.

2. Под «горизонтальными» соглашениями» принято понимать соглашения между конкурентами, работающими на рынке одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров.

3. В части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции закреплен, по сути, исчерпывающий перечень запрещенных горизонтальных соглашений (картелей), которые ни при каких условиях не могут быть признаны правомерными. Эти картельные соглашения являются наиболее пагубными для потребителей и общества, в силу чего они признаются незаконными независимо от их целей, намерений участников, результатов (последствий) в социально-экономической сфере и занимаемой их участниками доли рынка определенного товара.

4. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
5. Закон о защите конкуренции не ограничивает приведенным перечнем виды горизонтальных соглашений, подлежащих запрету. Согласно части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции также запрещается иные соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Тем самым Закон о защите конкуренции дает возможность ставить под запрет и другие виды горизонтальных соглашений, пусть даже прямо и не поименованные в законе, если они направлены на ограничение конкуренции.

6. Однако в ряде случаев горизонтальные соглашения или согласованные действия, приводящие к ограничению конкуренции, но непосредственно не запрещенные Законом о защите конкуренции (то есть не поименованные в части 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции), могут быть признаны допустимыми на основании ст.12 Закона о защите конкуренции, а также в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона о защите конкуренции.

«Вертикальные» соглашения

1. В широком смысле слова под «вертикальными» соглашениями принято понимать соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами.
Легальное определение понятия «вертикальное соглашение» содержится в п.19 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Согласно этой дефиниции «вертикальное» соглашение – это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

2. Согласно части 12 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;
2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.
(часть первая.2 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

3. При этом следует учитывать, что предусмотренные частью 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запреты не распространяются на "вертикальные" соглашения.

4. Одновременно в соответствии с частью 2 запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Этот запрет в полной мере относится к иным видам вертикальных соглашений, если к ним не применяется «правило допустимости».

5.Согласно ст. 12 Закона о защите конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов. К допустимым также относятся "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
Таким образом, в отличие от «горизонтальных» соглашений, за менее опасные «вертикальные соглашения к ответственности можно привлечь только в том случае, если доля каждого из хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 20%.

Координация экономической деятельности

1. В силу части 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи. Установленный запрет распространяется на достаточно широкий круг субъектов. Запрещено заниматься координацией экономической деятельности физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям.

2. Под координацией экономической деятельности в Законе о защите конкуренции понимаются - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
(п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

3. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» коммерческим организациям в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Таким образом, действующим законодательством не только не запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, но, напротив, даже предусматривается соответствующая организационно-правовая форма для объединений коммерческих организаций, которые создаются в целях координации их предпринимательской деятельности.

4.Однако координация предпринимательской (экономической) деятельности хозяйствующих субъектов будет попадать под установленные Законом о защите конкуренции запреты, если такая координация приводит или может привести, к образованию картелей. Следовательно, не допускается координация экономической деятельности, направленная, в частности, на:
- осуществление единой ценовой политики (установлению или поддержанию цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок);
- раздел рынка по территориальному принципу либо по объему продажи или покупки товаров;
- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам и т.д. (исчерпывающий перечень запрещенных действий хозяйствующих субъектов в рамках достигнутых договоренностей в форме «горизонтальных» соглашений либо согласованных действий установлен в части 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

Copyright © 2008. Все права защищены веб дизайн
разработка сайта